Неделю назад мы опубликовали вторую большую презентацию 2ГИС. В отличие от презентации 2019 года сняли её заранее (это надёжнее), и не стали делать событие в офлайне (пандемия всё ещё лютует).
Семён Панин
точно продюсер
Мы делаем презентации, чтобы коротко, понятно и без стеснения рассказать пользователям, компаниям, партнёрам и конкурентам о самых ярких фичах, которые будут помогать строить бизнес и жить в городе. Плюс презентация — это понятный рубеж, который не даёт нам расслабиться, стимул доставлять фичи.
В этот раз мы сфокусировались на шести главных фичах, которые отличают нас от конкурентов и достаточно масштабны по аудитории и эффекту. Про каждую из них мы рассказали с трёх позиций: какую проблему пользователя они решают, как помогают бизнесу развиваться, и с какими вызовами столкнулись наши инженеры, чтобы аудитории разработчиков тоже было интересно смотреть.
Вот что получилось.
Первый месяц после публикации мы будем работать над тем, чтобы как можно больше наших пользователей, рекламодателей и партнёров узнали про презентацию и в идеале посмотрели её от начала до конца. Но для удобства на лендинге фильма всё сделали так, чтобы каждый мог первым делом посмотреть видео про ту фичу, которая ему интересна. И уже влюбившись в контент — досмотрел презентацию до конца. Ещё для нас важны не столько просмотры, но и крутой фидбек, который мы уже начали получать от людей.
Ну и забегая вперед — мы продолжим делать презентации. Хочется сделать так, чтобы такие фильмы стали обязательными атрибутами крупных релизов и важных изменений в продукте. Поэтому к датам привязываться не будем, а вот к релизам — да.
Процесс съёмки презентации заслуживает отдельного рассказа. Над фильмом работали команда из 2ГИС и две команды продакшна. Одна снимала ролики-вставки про фичи, вторая — основной контент. Слово — Максу Карпылеву, который взял на себя съёмки, монтаж, все виды продакшна и ещё много чего, чтобы сделать этот фильм.
Макс Карпылев
UX, режиссура и всё остальное
TL;DR: Снять такой ролик — значит подписать несколько команд на хакатон длиной в три месяца.
Всё началось в середине января — появилось первое ТЗ. Задача стояла довольно конкретная: рассказать пользователям про крутые фичи, которые сделал 2ГИС за год. Решили обратиться к уже традиционному для нас формату — видео.
Снимать без плана можно, но ничего хорошего обычно не получится. Поэтому препродакшн и планирование заняли весь февраль: понять проблематику, поговорить с ребятами, которые делали все эти фичи, изучить историю и проблему и только потом написать сценарий. Часовых глубинных интервью было 10 штук.
Трансприпт одного из глубинных интервью
На сценарий ушло две недели. Вышло 8 тысяч слов, 79 комментариев и бесконечное число правок, переписываний и уточнений.
Из сценария получился шотлист — это по сути чек-лист для режиссёра, набор кадров, которые необходимо получить, чтобы было из чего смонтировать ролик.
Без шотлиста невозможно планировать съёмки и составить съёмочный график. Без графика невозможно бронировать спикеров, локации и команду. В шотлисте более 800 нужных кадров, которые необходимо было получить, чтобы смонтировать ролик. Под каждый кадр нужна локация, время, погода, свет, техника, люди. Всё это держать в голове — заведомо провал. А ещё нужно было договариваться с торговыми центрами, дилером грузовиков Scania, подбирать уличные локации, искать курьера Delivery Club, который не побоялся бы ответить на несколько вопросов на камеру и так далее.
Со сценарием и шотлистом уже можно составлять съёмочный график, подбирать локации, бронировать спикеров и команду. 25 съёмочных дней.
Про съёмки
На роль ведущего выбрали Евгения Чебаткова. Его имидж интеллектуального комика нам подходил, а удачно вышедшие интервью у Дудя и Урганта были нам на руку. Первым его вопросом в аэропорту был: «Макс, а всё-таки как правильно: 2ГИС или ДубльГИС». Я сразу понял, что человек свой и мы сработаемся.
Задача ведущего по сценарию — делать общее резюме и вводную для каждой из фич. В двух словах объяснить проблематику, которую решает тот или иной продукт, та или иная фича, чтобы продакты далее подхватили и рассказали, как именно та или иная проблема решалась.
Во вводке к чекинам Чебатков убедительно поговорил о муках выбора
... а перед частью про Дело — порассуждал о том, что у бизнесменов мало времени на интернет и изучение конкурентов
В «картинке» основное выразительное средство — это композиция кадра. Ведущий намеренно и постоянно пребывает в движении, а камера вторит этому движению и следует за ним. Вместе с камерой двигается вся команда: осветитель, звукооператор, оператор камеры, ассистент оператора двигаются вместе с ведущим, а первый ассистент оператора подкручивает фокус через радиоканал.
Основной челлендж на съёмках — это хореография. Каждый в команде должен знать, как и что делать и в какой момент. Это балет, в котором танцует оркестр, которого не видно.
Все уличные сцены осложнялись погодой. Если бы мы начали снимать на пару недель позже, ни один из уличных кадров использовать не получилось бы — снег очень быстро превращался в грязь. Последняя уличная локация с грузовиком на территории Scania оказалась максимально сложной.
Когда снимали в офисе всё было по-другому: спикеры кадрированы классическим образом, в кадре они говорят с невидимым собеседником, а камера подсматривает за диалогом и не мешает лишними движениями.
Снимаем Рустама Максютова стоя, потому что предыдущий спикер сидел
Потолок в этой локации заставил снимать Макса Берёзкина сидя
Ксюша Жеголко просто очень хорошо смотрится в кадре
Все технические специалисты снимаются на самом «технологичном» синем фоне. Апогей — у Сани Картавцева
Много снимали в наших кабинетах, поэтому, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто пустил к себе съёмочную группу. Негласное правило съёмок в настоящих локациях гласит: локацию нужно вернуть либо в том же состоянии, либо в лучшем. Поэтому, если мы где-то забыли вернуть стулья на место или передвинули цветы, — пишите в комментариях где и когда. А мы это используем для ретроспективы.
Про эмоции
Кадрирование, пропорции, композиция, движение камеры, глубина кадра и контраст, рисунок линзы и выбор фокусного расстояния — всё это техника. Где брать эмоции?
Вот здесь действительно было сложно. Мы работали без суфлёра, и спикерам пришлось выучить текст — так нет ощущения, что человек читает. Но текст, который запомнил спикер, напоминает чтение заученного стихотворения с табуретки на детском утреннике. Это нам тоже не подходило.
Приходилось коучить, шутить, травить байки, развлекать, подбадривать, хвалить, отвлекать и писать по 300 дублей одной и той же фразы. Сашу Сыркова мы записывали в течение 8 часов с перерывом на обед. После того как мы отписали все 30 тезисов по отдельности и уже наступил вечер, стало понятно, что у нас не получается. Материал есть, но он абсолютно неестественный.
Напоследок, уже в отчаянии, попросил рассказать всё заново одним дублем и не отвлекаться, даже если уйдёт мысль. В итоге 80% материала в ролике взято именно из этого последнего дубля.
Съёмки — полдела. Потом — монтаж, звук и саунд-дизайн, цветокоррекция, выбор музыки и много чего ещё, что обязательно повлияет на то, как будет выглядеть презентация.
80% работы по монтажу заключается в отсмотре и сортировке снятого материала. Что-то отбраковать, рабочие варианты — оставить и ранжировать, чтобы сделать окончательный выбор дублей и собрать целостный единый ролик из 15 с лишним тысяч отдельных файлов.
Финальный таймлайн презентации
Две недели ушло на цветокоррекцию — в презентации нужно обеспечить одинаковую цветовую передачу материала, снятого с разных камер.
Цветокоррекцию делали две недели, потому что отсняли более 1200 разных кадров в разное время суток, разными камерами и даже в разные времена года
На уличных съёмках в кадр попадали рекламные щиты и номера машин — их тоже надо было «заклинапить». То же касается и рабочих материалов 2ГИС: чтобы информация не попала в руки врага, всё имеющее ценность замаскировали.
60% успеха в нашем деле — это звук. Если вы удивлены такой пропорции, попробуйте включить ролик и закрыть глаза. Да, будет не так интересно, но вы всё поймёте.
В шумных локациях писали звук на петличный микрофон и на микрофон-пушку, а затем совмещали две дорожки и вычищали шум. Все графические подрисовки сопровождали звуковыми эффектами, с которыми анимация оживала. Всего в проекте более 150 дорожек звука и бесконечное количество дорожек интершумов.
А ещё была музыка — отслушали около 1000 вариантов мелодий и подобрали 15 композиций и 6 мелких перебивок.
Ну и какой ролик без графики? Графику рисовали и анимировали вплоть до последнего дня перед релизом.
Вадим Смирнов оговорился и сказал 36 вместо 26, а после съёмок уехал в командировку. Оттуда он прислал новую версию звука: подклеили, обработали, почти не заметно. Но если расслышали наш хотфикс, пишите в комментариях
И напоследок
Главный вывод, который я сделал, в том, что проектирование пользовательского опыта (UX-дизайн) почти ничем не отличается от классической кинорежиссуры — проектирования зрительских эмоций. Это очень похожие дисциплины, где проектировщик управляет вниманием пользователя, а режиссёр направляет внимание зрителя.
Это были одними из лучших трёх месяцев за последнее время. Опыт получен, препятствия преодолены, дракон побеждён, эликсир — в кармане.
Если дочитали до этого места, посмотрите презентацию ещё раз. Точно увидите её по-другому.
И ждём новых фич, про которые обязательно снимем крутые фильмы.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы принимаете условия Лицензионного соглашения и даёте ООО «ДубльГИС» согласие на обработку персональных данных на условиях и в целях, определённых «Политикой конфиденциальности».