Дмитрий Демченко
главный
инженер-технолог
Наталья Теедемаа
руководитель
технологического
направления
Демо реалистичных карт
Начали разрабатывать совершенно новые карты для 2ГИС, которые смогут передать атмосферу места и позволят изучать их до мельчайших деталей. Зачем и как мы это делаем и что уже получилось — в этой статье.
Начнём издалека. Первые 3D-модели в 2ГИС появились в 2011 году. На тот момент они произвели неизгладимое визуальное впечатление на пользователей.

Поскольку театр начинается с вешалки, а 2ГИС — с Новосибирска, то первая модель была создана для Театра оперы и балета.


Технология создания таких 3D-моделей зданий основана на качественных фотографиях от сотрудников в городах. Мы в 2ГИС даже разработали инструкцию о том, как сделать такие снимки. Но если возможности отснять объект самостоятельно нет, то для работы используются любые доступные фото- и видеоматериалы. Их обычно хватает для того, чтобы создать 3D-модель с учётом линейных размеров и учесть все архитектурные детали и особенности.

От первой 3D-модели с небольшой детализаций в Новосибирске до самых последних сложных шедевров мы прошли большой путь:
3D-модели памятника « Родина-мать зовёт », колеса обозрения в Новосибирске, здания РАН с большим количеством архитектурных деталей и Тульского кремля
Зачем меняться
Крупнейшие картографические сервисы стали двигаться к иммерсивности — созданию карт, которые содержат больше деталей, создают полное представление о локации и передают впечатления. Google объявил о создании иммерсивных карт на конференции Google I/O в 2022 году, но двигаться в этом направлении начал задолго до анонса. Apple Maps тоже пошли в иммерсивность, но ищут свой путь — пытаясь отобразить новые детали для коммерческих районов, пристани для яхт, показать хорошо смоделированные культовые здания, аккуратно нанести дорожные элементы и надписи.

Ищет свой путь и 2ГИС. С одной стороны, мы хотим сделать карту более естественной и реалистичной, но не перегружать её ненужными элементами. Стремимся к тому, чтобы карта ещё больше помогала пользователям изучить и понять место, вызвать чувство пространства и ощущение присутствия в локации, которую изучаешь. Мы идём по пути формирования нового опыта взаимодействия с картой.
Что уже делаем
Мы начинаем выпускать новые и красивые 3D-модели в 2ГИС. Пока их немного, намного больше материалов находится в работе.

Прямо сейчас подбираем формат моделей, которые будут отображать все детали и при этом иметь приемлемый размер. Это важно для скорости загрузки модели при просмотре, так что процесс доставки 3D в онлайн-версию и мобильные приложения тоже настраиваем.

Нужно наладить процесс сбора данных и создания моделей на их основе — автоматический, полуавтоматический или ручной. Цели амбициозные, ведь делать надо куда более сложные фигуры, а не относительно простые полигоны, которые есть в продукте сейчас. Это потребует привлечения и обучения 3D-инженеров со стороны. Есть и энтузиасты, которые начинают нам помогать. Верим, что в будущем их станет гораздо больше.
Этапы сборки модели — от структуры до размещения на месте, с текстурами и референсами
Что получилось
Поделимся нашим портфолио готовых моделей.
ВТБ Арена — самая большая по протяжённости территория (более 1 км). Для нее создана иммерсивная 3D-модель со зданиями разных архитектурных стилей: сама ВТБ Арена, Петровский путевой дворец, современный жилой квартал и парковые зоны с детальной растительностью и дорожной инфраструктурой. Работы по созданию объектов для этой сцены вели с данными из открытых источников и информации от застройщиков.
Модели нефтяных вышек — самые детальные объекты, с наибольшим количеством различных текстур и цветов, которые мы использовали. Эти модели не планируется добавлять в готовый продукт 2ГИС. Можно точно сказать, что в направлении гиперреалистичности в этом случае обозначили очень высокую планку.
Так по-новому выглядят здания в ГЛК Манжерок — на нижней станции подъёмника у горы Синюха. Снег тоже можно добавить — примерно так же мы делаем в онлайн-версии каждый Новый год.
И давайте сравним, как один и тот же объект может выглядеть на нынешней карте 2ГИС и преобразится после появления новых моделей. Двигайте слайдер, чтобы увидеть, как изменится ГЛК Манжерок благодаря новым моделям.
Внимательные пользователи уже заметили, что на картах появились новогодние ёлки. Они сделаны по уже по новой реалистичной технологии. Ёлки украшают карты 16 крупнейших городов России (вот один из примеров). Надеемся, что это добавит немного улыбок и праздничного настроения пользователям 2ГИС
Здания и не только
Для создания реалистичной и естественной карты нужно работать не только со зданиями, но и в целом с окружающей средой — инфраструктурой вокруг домов, парками, аллеями, лесами, дорогами и всем сопутствующим вроде остановок, боллардов или пожарных гидрантов. Буквально несколько дней назад в онлайн-версии был опубликован красивый 3D-рельеф.

Теперь будем работать над реалистичными автомобильными дорогами, развязками, разметкой и детализацией растительности. Городскую зелень учимся находить с помощью алгоритмов автодешифрирования космоснимков. Первые итоги этой работы уже на бою. Смотрим на результат, обкатываем технологию и смотрим, что ещё можно автоматизировать.
Оцифрованная растительность внутри квартала в Южнопортовом районе Москвы
Что дальше
Вся эта работа потребует изменения подходов к 3D-моделированию и сбору новых данных, развития механизмов доставки и возможностей готового продукта 2ГИС.

Результаты исследований иммерсивного отображения картографических данных будут постепенно появляться в продукте в течение 2023 года — в проектах, городах или на конкретных территориях.

Также экспериментировать с демонстрацией сцен в разных темах — днём, ночью и в разные сезоны, анимацией и многим другим.

Как говорит наш коллега Андрей Кочанов, «Карта должна быть такой, чтобы в ней хотелось залипать». Кажется, лучше и не скажешь.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы принимаете условие Лицензионного соглашения и даёте ООО «ДубльГИС» согласие на обработку персональных данных на условиях и в целях, определённых « Политикой конфиденциальности ».