отвечает
за справочные данные
Надежда Воронова
руководитель отдела
развития рубрикатора
Алёна Зинкевич
Данные для метарубрики «Поесть»
Собрали и улучшили данные в категории «Общепит», которая объединяет все заведения. Чтобы ориентироваться в тысячах заведений, существенно изменили discovery-выдачу при поиске — найти еду по вкусу стало проще.
В 2ГИС ежедневно появляются тысячи компаний. С начала года в нашем справочнике появилось 9357 организаций — и это только в рубриках, связанных с общественным питанием, и в крупнейших городах страны с населением более 1 млн человек. С учётом малых городов и заведений вдоль федеральных трасс — это число больше раза в полтора.
Общепит — конкурентная рубрика с, как правило, большим предложением. Выбирать из такого количества очень трудно — это отнимает время, а все усилия к тому же могут и не оправдаться. Например, когда рассчитываешь выпить чашечку авторского кофе, а продукт ведёт тебя к кофейному автомату на автомойке.

Мы нашли способ это исправить.

Как было раньше
Пользователь мог искать рестораны, а в выдачу по запросу попадали нецелевые заведения: гостиницы, фастфуд, автомойки, игровые залы, придорожные кафе и т. п.

Все эти непрофильные организации попадали в выдачу по одной причине: неверно указанные у компаний рубрики. И не всегда это были сознательные ошибки. С одной стороны, различия между рестораном, кафе, баром и фастфудом не всегда очевидные, их сложно измерить. С другой — многие компании оказывают дополнительные услуги из сферы общепита: при автомойке есть кафе, где клиенты могут перекусить или ждут, пока за машиной ухаживают.

Но вряд ли в такие кафе можно пойти для встречи с друзьями или свидания. При этом есть вполне самостоятельные кафе, которые находятся в одном здании с автомойкой, но имеют свое название и располагаются отдельно — на другом этаже или с отдельным входом. То же самое с ресторанами при гостиницах: у многих таких ресторанов есть свой бренд, и в них может зайти любой посетитель, а не только постоялец гостиницы.

Обычно в таких выдачах наверху оказывались рекламодатели, которые платят за высокие позиции в списке с результатами, чтобы получать больше внимания. Мы разобрали все популярные запросы, и оказалось, что такие рубрики не дают дополнительной аудитории — люди просто пропускают их в выдаче и не кликают.

Поэтому нецелевые рубрики вредят всем: рекламодатели не получают клиентов, пользователи не находят того, что искали.
Долгий путь к хорошему поиску
Очевидно, пользователи хотят находить заведения общепита, которые они искали. Например, по запросу «Рестораны» получать не список из мешанины, а заведения которые действительно могут так называться. Или по запросу «Итальянский ресторан» видеть не только доставку пиццы, но и заведения с лазаньей не из микроволновки.

При этом в разных городах популярные тренды в общепите отличаются — это влияет на то, какие запросы надо уметь хорошо отрабатывать.
До недавнего времени мы показывали по запросу «грузинский ресторан» даже те заведения, где в меню из тысячи позиций мог быть один вид хинкали.

Весной мы начали сбор данных с точки зрения проблем, которые выявили. Актуализировали дополнительные атрибуты, собрали новые, обновили данные о компаниях, собрали данные с локальных сервисов. Но все эти попытки не приносили значимый результат — выдача существенно не менялась.
Портреты рубрик
В августе появилась идея сделать для каждой рубрики из метакатегории «Поесть» свой Портрет. По сути Портрет — это набор измеримых критериев, которые можно оценить с помощью данных 2ГИС либо с помощью данных самих компаний — сайтов и соцсетей.

Портреты позволили нам выявить и описать явные отличия разных по формату заведений.

Кроме этого, мы разработали два простых правила для компаний из общепита:
  • Позиционирование заведения
    То, что написано на вывеске, и определяет основную рубрику компании. Альтернативой вывеске может быть официальный сайт или аккаунт организации в соцсетях.
    1
  • Портрет — объективные критерии
    Позиционирование дополняется рубриками исходя из Портретов и критериев к ним. Если чёткого позиционирования нет, то набор рубрик определяется из критериев.
    2
Если с позиционированием всё ясно — оно либо есть, либо его нет, то к Портретам мы подошли серьёзно. И сформулировали наборы критериев, которые позволяют отнести заведения к одному из форматов. Возьмём четыре самых популярных: Ресторан, Бар, Быстрое питание и Кафе.
🍽 Ресторан
  • средний чек не менее 2000 руб. (для Москвы)
  • в отзывах и фактах упоминается слово «ресторан»
  • в меню дорогие ингредиенты (дичь, морепродукты, необычные виды мяса, блюда высокой кухни и др.) и авторские блюда
  • на столах —тканевые скатерти, салфетки
🍻 Бар
  • есть барная стойка с посадочными местами (исключение делаем для винных баров, где стоек нет)
  • винная или барная карта
  • бар работает после полуночи хотя бы один день в неделю
🍔 Быстрое питание
  • в отзывах пользователи пишут про шаурму, бургеры, фалафель, гирос, шашлык и другие фастфудные блюда
  • меню в заведении — на экранах, стенах или досках
  • приготовление блюд занимает не более 5 минут
☕️ Кафе
  • средний чек не более 1000 руб. (для Москвы)
  • обязательно наличие любого печатного меню
  • еда готовится после заказа у официанта
Если применить критерии портретов, то можно выявить несоответствия заявленного (или неясного) позиционирования с тем, что есть на самом деле. К примеру, заведения могут называться баром или рестораном, но по всем признакам больше походят на кафе — значит пользователям стоит предлагать их именно как этот формат.
Что дали Портреты
После того, как мы начали оценивать все заведения по критериям Портретов, структура данных стала меняться.
На скриншоте слева — старая выдача, справа — новая, которая уже учитывает Портреты заведений
Вот что мы для этого сделали:
  • удалили «лишние» рубрики у всех организаций. Теперь у большей части фирм из категории «Поесть» сфера деятельности отражает и формат заведения, и список услуг, которые они оказывают. Пока эту работу мы провели только в Москве и Санкт-Петербурге. Остальные города планируем закончить в декабре.
  • отделили самостоятельные заведения общепита, которые находятся при автомойках, гостиницах, развлекательных центрах и т. п. Теперь полноценное кафе или ресторан при гостинице мы показываем отдельной карточкой.
  • сократили количество видов кухонь у одного заведения с бесконечности до трёх — столько можно указать, больше — нельзя. Это позволяет выдавать пользователям специализированные заведения: например, грузинский или китайский рестораны.
  • добавили краткие характеристики примерно для 20% заведений в столицах. Это подчеркивает особенности заведений и выделяет их на фоне остальных фирм. Например, ресторан с комфорт-фуд от шеф-повара из США, бар с выступлением профессиональных стендап-комиков или ресторан-бильярдная в британском стиле.
  • учли специфику столиц и создали новые доп. атрибуты, например, корюшку для Питера, а для Москвы — панорамные рестораны с видами на город.
Что дальше
В 2023 году хотим усиливать историю с правильной выдачей не только по метакатегории «Поесть», но и в целом по всем данным.

Для точной выдачи компаний будем придерживаться не только Портретов заведений и правил поставки рубрик, но и научим алгоритмы читать сайты и соцсети компаний и подсказывать нам правильно подбирать рубрики.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы принимаете условия Лицензионного соглашения и даёте ООО «ДубльГИС» согласие на обработку персональных данных на условиях и в целях, определённых « Политикой конфиденциальности ».