Полностью обновили экран построения маршрутов: переработали интерфейс, сделали новые механики выбора и сравнения маршрутов, добавили больше информации о маршруте, чтобы вы заранее могли понимать, что ждёт вас на пути. Появились контекстные возможности для разных видов транспорта, которые помогут гибче управлять поездками. Обо всём подробно.
А вы знали, что поиск проезда — это один из самых популярных сценариев использования приложения 2ГИС?
Возможность построить маршрут в мобильном 2ГИС появилась довольно давно: в 2012 году приложение уже помогало пользователям в поездках не только на общественном транспорте, но и на автомобиле. И уже тогда было понятно, что наши знания про места в городе не могут существовать в отрыве от транспортной системы городов. Ведь у любого человека, который находил нужный объект или фирму, сразу же возникал вопрос: «А как туда добраться?» Полноценного ведения сначала не было, были лишь подсказки, но это уже помогало людям.
В 2016 году обновилась мобильная версия 2ГИС, экран выбора маршрутов изменился и стал учитывать пробки, предлагать альтернативные способы проезда. Появляется полноценный навигатор для автомобилей, пешеходная навигация, возможность сравнения цен в такси.
Транспорт эволюционирует: строятся новые дороги, увеличивается количество машин и, конечно же, меняются привычки пользователей и появляются альтернативные способы перемещения. Поэтому выходят навигаторы для
грузовиков,
велосипедов
и
самокатов, не забывая работать над сбором и улучшением данных, об анализе пробок, расписании движения транспорта и т. д.
Транспортные сценарии очень динамичны, и когда мы добавляли что-то новое, старый интерфейс уже начинал сильно ограничивать наши возможности.
Что сделали
Сегодня мы представляем обновлённый вид транспортной выдачи, который призван помочь быстрее и нагляднее ответить на главные вопросы: «Как мне сейчас доехать до места?» и «Что ждёт меня на пути?».
Все экраны поиска проезда изменились как визуально, так и функционально. За этими изменениями стоят десятки продуктовых гипотез, которые мы проверяли и на обратной связи от пользователей, которую всегда бережно собираем, и в пользовательских интервью и опросах. Кроме того, наблюдали и за опытом других картографических сервисов, работающих в крупных городах не только в России, но и за рубежом.
Новая транспортная выдача — это возможность легко выбирать наиболее удобные и быстрые маршруты для перемещения в городе, учитывая все виды транспорта
Как выстроили процесс
Выпуск новой транспортной выдачи мы анонсировали в Доставим — 2023 в начале года. Однако фактически начали её делать задолго до этого анонса — первые прототипы были спроектированы ещё весной 2022-го.
Это была нетривиальная задача: необходимо было учесть все факторы, влияющие на выбор способа передвижения и маршрутов. И при этом сохранить пользовательский опыт и привычки, которые существовали до этого, добавить больше полезного и необходимого функционала с более точными акцентами и компоновкой.
Мы долго экспериментировали внутри команды, спорили и находили решения. Каждую гипотезу старались проверять и подтверждать не только с помощью метрик, но и на практике.
Про UX-исследование
Задолго до релиза провели полноценное UX-тестирование первого рабочего прототипа новой транспортной выдачи. Это были очные опросы, которые мы сначала проверили на людях в Новосибирске, а потом на жителях Москвы, так как они живут в самом сложном с точки зрения транспорта городе страны и во многом являются нашей ключевой аудиторией. Решённая в столице транспортная задача почти автоматически будет работать везде.
Своё исследование проводили на двух группах: из тех, кто часто водит машину, и из тех, кто в основном передвигается на общественном транспорте. Этот способ исследования позволил нам поближе узнать поведение и привычные паттерны пользователей во время взаимодействия с продуктом и конкретно с транспортной выдачей.
Мы любим общаться с пользователями и стараемся это делать как можно чаще. Это даёт нам больше понимания, почему они совершают те или иные действия при выборе маршрута в поездке по навигатору и, самое главное, почему.
Мы рассмотрели опыт более 20 целевых респондентов — выявили их общие черты и потребности, тем самым повторно подтвердили большинство своих гипотез. Важно было правильно обработать и интерпретировать полученную обратную связь. И мы смогли получить массу важной информации, которая позволила повысить ценность нашего продукта.
По итогам исследования, с одной стороны, получили список болевых точек в интерфейсе — где люди действуют не так, как мы задумывали, спотыкаются или тратят сравнительно больше времени. С другой стороны, люди были приятно удивлены, изменения им нравились. После обработки обратной связи приоритизировали и распланировали задачи, которые нам необходимы для первого и будущих релизов.
Что получилось
И вот с чем пришли к релизу. Так выглядит новый поиск проезда:
Мы изменили механику выбора и сравнения маршрутов проезда, обогатили маршруты более полезной информацией, улучшили сценарий выбора такси и многое другое. Итак, обо всём по порядку.
Таб «Маршруты»
Заметные изменения произошли в разделе «Маршруты». Освежили структуру экрана, сделали поля ввода и историю поездок ближе к пальцу, чтобы было удобнее взаимодействовать на больших телефонах.
У каждого вида транспорта появилась возможность включать контекстные опции. Например, для проезда на общественном транспорте можно активировать слой с автобусами в реальном времени или метро на карте, а у автонавигатора — режим
freeroam. И, конечно же, стало больше возможностей для взаимодействия с картой.
Двигайте слайдер, чтобы сравнить один и тот же экран в прежней реализации (слева) и в новой
Сравнение маршрутов
Структура экрана изменилась: маршруты всегда располагаются в верхней части экрана, а выбор типа транспорта и редактирование полей перенеслись вниз, чтобы вся информация о маршруте была в одном месте. Так можно взаимодействовать с экраном одной рукой. Порой это очень важно, тем более за рулём.
Реализовали давнюю мечту — теперь можно увидеть не только все типы транспорта, на которых 2ГИС строит проезд (а их семь: авто, общественный транспорт, велонавигатор и навигатор для самокатов, пешеходов и грузовиков, а ещё режим таксиста, который включает в себя маршруты по выделенным полосам), но и время в пути. Показываем его для всех видов транспорта. И чтобы его увидеть, не нужно вручную переключаться между вкладками.
Выбор маршрутов
Механика выбора маршрутов частично сохранила преемственность со старой версией, но стала проще и нагляднее. Маршруты можно выбрать как в горизонтальном списке, так и в раскрытом на весь экран. В раскрытом есть свой плюс, когда нужно сравнить сложные маршруты. А наличие карты делает этот экран навигатора информативнее и полезнее — карта хорошо читается и помогает быстро сориентироваться в выборе маршрута и его траектории, понять, где сейчас пробка и дорожные события вроде ремонта или ДТП.
Поля редактирования маршрута тоже претерпели изменения. Во-первых, мы оставили их в экране, но сделали менее заметным. Во-вторых, теперь можно управлять маршрутом и промежуточными точками на отдельном экране.
Карточки маршрутов
Информацию по каждому из маршрутов упаковали в отдельные карточки, сделав кнопку запуска ведения «В путь» ещё заметнее. У каждого типа транспорта есть своя интересная информация.
Например, в карточках автомобильных маршрутов более явно покажем информацию об авариях, перекрытиях, дорожных работах, плохих участках дорог и другие полезные события. Это то, чем маршруты реально отличаются друг от друга, кроме времени в пути и расстояния. То есть водитель сможет заранее понять, что ему предстоит в самый час пик добираться до нужного места, при этом на одном из маршрутов будет одна авария, а на другом — три. Такая информация может помочь в выборе.
К тому же, иногда из-за генерализации, то есть взгляда на маршрут «издалека» и без приведения существенных деталей, мы можем не всегда показывать на карте какие-либо события. А в карточке они точно будут.
В карточках общественного транспорта теперь легче считывать маршрут. Здесь появилась информация о том, сколько пеших сегментов и пересадок вам предстоит преодолеть, в какой выход из метро сразу пойти. Тут же — расписание маршрутов, чтобы сразу понять, торопиться ли на остановку или можно спокойно идти и наслаждаться погодой. И, конечно же, предупредим о первых и последних рейсах на маршрутах. Всё это частично было и раньше, но мы поработали над наглядностью и скоростью нахождения этих данных и верим, что это поможет.
А так теперь выглядит обновлённая подробная карточка маршрута общественного транспорта. Здесь нам нужно было найти модульное решение, которое позволит легко считывать всю информацию о маршруте: какой вид транспорта и номер маршрута выбрать, какое количество остановок проехать, время на сегменте пути, с какой стороны платформа метро, куда выйти из вагона из вагона, чтобы прийти к нужному выходу в метро, и многое-многое другое. Такой формат позволит нам гораздо легче добавлять новые данные в будущем в карточку.
При этом, если маршрут не понравился, можно переключиться на другой и вновь посмотреть подробности и детально разобрать их на карте.
Промежуточные точки
В текущем интерфейсе выбирать и управлять промежуточными точками практически невозможно — только 0,3% аудитории автонавигатора строят маршруты с ними. Но мы верим в их потенциал, поэтому постарались максимально улучшить этот сценарий и ожидаем, что люди будут чаще им пользоваться.
Теперь добавить промежуточную точку можно с помощью нового способа. Например, можно нажать на кнопку «Заехать» и указать точку.
Кроме того, эта возможность доступна при редактировании точек маршрута.
Добавить, как и раньше, можно до 10 промежуточных точек, не считая начальной и конечной. Любую из точек посреди маршрута можно удалить или подвинуть в очереди, если планы изменились. Кстати, когда будете двигать точки на экране редактирования маршрута, вы можете заметить уже сразу, на сколько по времени изменится ваш маршрут.
Такси
Улучшили сценарий сравнения цен на такси на всех типах транспорта. Теперь можно сравнить варианты не только по стоимости, но и по времени в пути. Это особенно актуально для московских пользователей с учётом выделенных полос для такси.
Кроме того, покажем вариант проезда на такси и в других сценариях и отобразим примерный маршрут для таких поездок, чтобы можно было понять, что вас ждёт на пути.
Пешеходы, велики и самокаты
Эти ребята — настоящие чемпионы по количеству информации на маршруте. Тут и длина подъёмов и спусков, и затраченные калории, и наличие грунтовых дорог или велополос и многое другое. Всё это в новой структуре транспортной выдачи засияло ещё ярче и стало выглядеть созвучно всему остальному приложению.
Грузовая навигация
Обновили экран проезда на грузовике — на нём лучше показаны ограничения, которые влияют на маршрут. И, самое главное, теперь грузовики — это отдельный тип транспорта, который не прячется в настройках вкладки авто, как это было раньше.
Контекстные настройки и подсказки
Тонкие настройки для маршрутов теперь всегда под рукой и помогут пользователям гибче управлять своими поездками. Мы сделали их заметнее и создали своего рода функциональную панель. Сейчас тут настройки, кнопка «Заехать», для автомобиля— кнопка загрузки территории для работы в офлайне, а для общественного транспорта — настройки и слой движущегося транспорта. В скором времени добавим сюда ещё больше полезных функций.
Что дальше
Новая транспортная выдача — это фундамент для будущих улучшений наших транспортных сценариев. Этим шагом мы буквально развязали себе руки, и теперь у нас есть возможность добавлять такой функционал для транспорта, как мультимодальные маршруты, последние мили на самокатах, новые виды транспорта (например, мотоцикл. Why not!). В старом интерфейсе сделать это было невозможно.
Новая транспортная выдача сейчас выходит только на iOS и будет раскатываться постепенно. Уже в самое ближайшее время мы выпустим обновления и на Android. Изменений очень много, и они касаются не только интерфейсов — много «подкапотной» работы. Так что выпускать все фичи будем постепенно.