Наталья Теедемаа
крайняя за озеленение
Парки в 3D
Карты 2ГИС взяли курс на иммерсивность: теперь они будут не просто красивыми, но и как никогда реалистичными. Начать решили с добавления на карту зелени: берёз, кустов и прочей флоры, которая всех радует. Почему именно с него и как именно мы высаживали деревья на карту — сейчас расскажем.
Представим себе какой-нибудь большой городской объект. Например, парк.
Например, вот такой
Первое, на что мы обратим внимание — это, безусловно, обилие зелени. Если убрать деревья с этой фотографии, то это будет совсем другая картина. У нас останется, скорее, план-схема парка — сориентироваться можно, но впечатления уже не те.

Деревья, кустарники и любая растительность в целом чрезвычайно важны для создания комфортного пространства как в городской среде, так и за её пределами. Когда мы начали переосмыслять реалистичность карт 2ГИС, размещение деревьев невозможно и нельзя было обойти стороной. Так мы приступили к озеленению.
Формат 3D-моделей
Как это обычно и бывает, нельзя просто так взять и расставить повсюду ёлочки.

Трёхмерные здания на картах 2ГИС есть уже давно, однако до этого момента такие модели публиковались только в формате .dae. Для публикации иммерсивных 3D-моделей этот формат уже не подходит: он довольно старый, особо не развивается и уже мало где используется. Альтернатива — формат .glb/.gltf (спойлер: покажем деревья в этом формате ниже), который адаптирован под веб и хорошо сжимается, то есть модельки не будут тяжёлыми. А если мы в будущем захотим сделать карты не просто иммерсивными, а фотореалистичными — .glb/.gltf позволит сделать и это. Поэтому в первую очередь необходимо было реализовать поддержку именно этого формата.

Для интеграции объектов растительности на карту также пришлось переработать схему доставки моделей — уже имеющаяся подходила только для зданий. Поэтому мы научились выгружать 3D-объекты любого типа и поддержали все изменения по формату и новой привязке к карте.
Данные о деревьях
Для нас было важно, чтобы озеленённые объекты не только смотрелись реалистично, но и достоверно отражали реальную среду на местности. В зелёных зонах присутствуют самые разные виды растительности — то есть не только абстрактные хвойные или лиственные деревья, но также крупные кустарники или, например, пальмы. На одних территориях деревья высажены аллеями, на других — целыми массивами. А если мы стремимся к настоящей иммерсивности, то и одиночно стоящие деревья игнорировать не можем.

В итоге мы добавили в Fiji, нашу систему управления геоданными, новые категории слоёв для разных типов деревьев:
  • точечные объекты — для отдельно стоящих деревьев,
  • линейные объекты — для рядов деревьев,
  • площадные объекты — для крупных массивов. Такие объекты помогут быстрее озеленять большие площади.
На данный момент в полном объёме поддержали пока только точечные типы объектов, и именно с их помощью мы начали работы в тестовых парках.

Испытательным полигоном стали 34 парка в 11 тестовых проектах: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Иркутск, Екатеринбург, Казань, Самара, Вологда, Саратов и Краснодар.

Сотрудники производства карты в городах расставили в Fiji точечные деревья — выглядит это примерно вот так:
Итерация № 1: результат был признан недостаточно естественным и реалистичным, поэтому точечные объекты переработали в ранее проработанных парках
Создание объектов в Fiji — это только часть работы. Сотрудники производства внесли в первоначальные объекты ещё много изменений и корректировок. Важно было не просто расставить деревья, а создать красивый и реалистичный объект для готового продукта 2ГИС. Поэтому в следующих итерациях делали акцент на более естественном и разнообразном распределении объектов. Как в жизни!
3D-модели деревьев
А теперь подробно обсудим непосредственно 3D-модели деревьев. После стольких лет отрисовки зданий разрабатывать растительность оказалось совершенно новым опытом, занимательным и интригующим.

В первую очередь необходимо было создать 3D-модели деревьев, которые соответствовали бы концепции. Также важно было попробовать разные формы и структуры, подобрать цвет, вид и образ деревьев, которые будут подходить именно для карты 2ГИС. В итоге получилось много разных угловатых ёлок.
Примечательно, что 3D-модель пальмы с первой итерации до финальной претерпела минимальные изменения и получилась практически с первого раза.

Как понять, подходят нам модели или не очень? Примерить в естественной среде — на карте. Например, на скрине ниже можно увидеть стройные ряды прекрасных елей и кустарников. Но как будто что-то не то. Кустарники оказались маловатыми, а деревья высоковатыми. Да и в целом набор объектов выглядит очень искусственным, поскольку нет движения и воздуха. Эту проблему решили уже на дальнейших этапах работы, когда добавили настройки рандомизации (об этом поподробнее расскажем чуть ниже).
Во второй итерации решили посмотреть немного в другую сторону и сделать имеющиеся модели наряднее и живее. Лиственные деревья стали радикально другими, с длинными стройными стволами и изящными шапками, а ёлки нарядились в ажурные юбочки.
Эту итерацию также тщательно исследовали, примеряли на карту и рассматривали со всех сторон, углов и направлений. Вывод: слишком много лишних деталей. Зато именно на этом этапе стало понятно, что действительно необходимо и хочется видеть в 2ГИС: лаконичный внешний вид деревьев, который будет дополнять и наполнять карту, но не перегружать и не стягивать на себя внимание. В общем, нужна золотая середина между первой и второй итерациями.

А ещё мы сделали деревья разными с помощью рандомизации. Этот инструмент создавали параллельно с 3D-моделями деревьев. Рандомизация позволяет поворачивать модели под разными углами, изменять размеры моделей и сдвигать деревья относительно исходной точки в Fiji. В итоге массивы деревьев получаются более хаотичными и реалистичными.
Двигайте слайдер, чтобы сравнить карту со случайно рандомизированными деревьями (слева) и одинаковыми (справа)
Финальная итерация 3D-моделей
Именно третья версия деревьев опубликована: на неё можно полюбоваться в онлайне и в приложениях, начиная с версии 6.21. В сочетании с рандомизацией финальный вид озеленения выглядит просто замечательно.

Модели можно вращать и увеличивать. Для скролла в мобильной версии коснитесь экрана слева от блока с каждой моделью.
Что дальше
На будущее у нас весьма грандиозные планы:

  1. Озеленить главные парки и скверы во всех проектах 2ГИС, в том числе с помощью линейных и площадных объектов в Fiji, чтобы работы продвигались быстрее.
  2. Добавить другие виды деревьев и кустарников — например, обязательно нужны виноградники!
  3. Замахнуться на сезонность, чтобы к Новому году в Новосибирске деревья были в снегу, а в Сочи оставались вечно зелёными.
  4. Фокусно поработать с особенностями растительности на разных территориях.
Бонус
Создание графических объектов — работа творческая, так что не можем не поделиться смешными дублями и пробами. Листайте карусель!
Нажимая кнопку «Комментировать», вы принимаете условия Лицензионного соглашения и даёте ООО «ДубльГИС» согласие на обработку персональных данных на условиях и в целях, определённых «Политикой конфиденциальности».