Карим Валиев
аналитик
данных PRO
Андрей Коломацкий
аналитик
данных PRO

2ГИС Про: сцены, новые геофильтры и ассеты

Мартовские новинки в сервисе для анализа и визуализации данных от 2ГИС. Расскажем обо всём с подробными инструкциями и примерами.
Представьте: на одном дашборде надо разместить много данных и графиков — изучить и распределение населения, и посмотреть карту спроса, и проанализировать автомобильный трафик. Дополнительно к каждому слою надо добавить несколько виджетов, чтобы иметь возможность подкрепить данные на карте статистической информацией.

Раньше для отображения сразу всех этих данных приходилось либо создавать для каждого нового представления отдельный дашборд, либо постоянно переключаться между слоями и виджетами в рамках одного дашборда, но этот способ лишал возможности быстрой навигации между выбранными комбинациями.

Теперь эту проблему решат сцены. Каждый дашборд может содержать несколько сцен, каждая из которых — это набор заранее определённых слоёв и виджетов, между которыми можно переключаться в один клик.
Сцены
Разберём на конкретном примере, как можно использовать сцены в работе. Например, для поиска оптимального места для размещения шиномонтажа в Омске.

Будем использовать сцены, чтобы разграничить набор различных слоёв и виджетов по смыслу. Для начала создадим новый дашборд и добавим в него слой с фирмами-конкурентами, а также слой со спросом. Настроим визуализацию слоёв и добавим виджеты. В результате получим сцену, где точками отмечены потенциальные конкуренты, то есть фирмы с рубрикой «Шиномонтаж», а сотами — распределение спроса по рубрике «Шиномонтаж» в течение года. Виджеты отображают динамику спроса в течение года, рейтинг конкурентов, а также стоимость смены резины на все колеса для легкового автомобиля. Это будет наша первая сцена. Назовём её «Спрос и конкуренты».
Для создания второй сцены перейдём на панель инструментов, выберем «Сцены» → «Добавить сцену».
Здесь добавим информацию о нашей целевой аудитории — отобразим информацию о парковках, а также покажем обобщённый автотрафик. В виджетах покажем статистику по доступности парковочных мест и среднесуточный автотрафик по месяцам за 2024 год. Вторую сцену назовём «Парковки и автотрафик».
Наконец, в третьей сцене, которую назовём «Население», подгрузим информацию о жителях старше 18 лет и покажем в виджетах распределение жителей по полу и возрасту.
В итоге у нас получился дашборд с тремя сценами, каждая из которых имеет свой набор слоёв и виджетов. Дашборд в таком случае становится одной комплексной бизнес-задачей, а каждая сцена в нём — одно из измерений этой задачи. Для быстрого переключения между сценами достаточно воспользоваться стрелочками на панели инструментов.
Дополнительно на каждой сцене можно Зафиксировать камеру. В таком случае для сцены сохранится текущий вьюпорт — видимая область на экране. Любой переход на эту сцену с других сцен или дашбордов по умолчанию будет всегда открывать сцену с заданными параметрами камеры.
Таким образом благодаря сценам мы можем разграничить данные на дашборде по смыслу без необходимости переключения между отдельными слоями и виджетами.

Пользователи с демо-тарифом могут создать до двух сцен, для остальных пользователей доступно создание до 20 сцен на одном дашборде.
Новые геофильтры
В 2ГИС Про появились новые геофильтры по изохронам и радиусам. Теперь их можно настраивать в дашбордах и режиме ассета, сохранять и комбинировать с другими фильтрами.
Рассмотрим пример, как с помощью новых геофильтров можно эффективно запустить рекламную кампанию нового ресторана.

Допустим, ресторан открылся в Ленинском районе Новосибирска. Чтобы реклама работала на привлечение реальных посетителей, важно понять, кто живёт рядом и насколько удобно им будет добираться до заведения.

Добавляем на карту жилые здания с помощью системного ассета «Здания» и раскрашиваем карту по количеству квартир: красным цветом здания с бо́льшим количеством квартир, зелёным — с меньшим.
Создаём геофильтр по доступности — рисуем зону 15 минут пешком от ресторана в доме на пересечении улиц Титова и Серафимовича.
Фильтруем дома внутри зоны и исключаем те, до которых идти дольше. Теперь перед нами — карта потенциальных гостей.
В зависимости от типа дома можем выбрать разные способы продвижения. Например, в многоквартирных домах размещаем объявления в подъездах, баннеры в лифтах, а рядом раздаём листовки, в домах со средним количеством квартир распространяем рекламу по почтовым ящикам, жителям малоэтажных домов — тоже раздаём листовки.

Но потенциальные клиенты — это не только местные жители. Важно учитывать и тех, кто регулярно бывает рядом, например, пассажиров общественного транспорта. Чтобы охватить людей, которые проезжают мимо ресторана каждый день, добавляем остановки.

Используем ассет «Остановки общественного транспорта», выбираем категорию «Наземный транспорт» и фильтруем по типу транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы, маршрутки).
Рисуем зону 500 метров от ресторана и оставляем только остановки внутри неё.
Баннеры и плакаты можно разместить на остановках или на проходящих маршрутах автобусов. Заодно можно протестировать QR-коды со скидками, чтобы измерить результат.

В итоге реклама работает точечно — только на тех, кто действительно может стать клиентом, включая местных жителей и пассажиров общественного транспорта. Бюджет тратится эффективно, без расходов на аудиторию, которая не дойдёт до ресторана.
Ассет «Остановки общественного транспорта»
И чуть подробнее про новый ассет, уже упомянутый в предыдущем разделе. Данные можно использовать в разных сценариях, например:
  • посчитать среднюю стоимость бизнес-ланча в 5- и 10-минутной зоне доступности от станций метро;
  • построить изохроны от остановок общественного транспорта для определения потенциальных мест размещения киосков;
  • посчитать количество остановок общественного транспорта в доступности от точек размещения бизнеса.
Воспользуемся новым ассетом, чтобы посчитать среднее количество этажей в жилых домах в 10-минутной зоне доступности от станций метро в Санкт-Петербурге.

Для этого создаём дашборд и добавляем в него два ассета: «Остановки общественного транспорта» с фильтром «Станции метро» и «Здания» с фильтром «Жилые дома».
Далее заходим в слой с остановками и строим изохроны доступности. И поскольку мы хотим получить информацию для каждой станции метро отдельно, убираем галочку «Объединять зоны разных точек».

Затем переходим в слой с изохронами и настраиваем параметры агрегации. В нашем случае в качестве атрибута агрегации мы будем использовать «Кол-во этажей», а тип агрегации — «Среднее».
После настройки визуализаций приходим к итоговому результату и видим среднее количество этажей в домах Санкт-Петербурга в 10-минутной зоне доступности от каждой станции метро.
Так, например, в центре города характерна преимущественно среднеэтажная застройка до шести этажей. В спальных районах, которые активно застраивались в советское время, можно найти много домов, имеющих по пять и девять этажей (например, в Московском, Кировском, Невском и Калининском районах). А современная застройка в большинстве случаев высотная — на дашборде видно, что у отдельных станций метро вроде «Купчино» и «Парнас» средняя этажность может достигать 20 этажей.

Ещё в ассете «Остановки общественного транспорта» доступны следующие фильтры по остановкам (для станций метро — входы и выходы), количеству маршрутов, группам транспорта (наземный или ж/д) и типу (тут все виды транспорта — от автобуса и трамвая, маршрутных такси до фуникулёра, монорельса и МЦД/МЦК для Москвы).

Дополнительно в карточке каждой остановки есть информация о конкретных маршрутах, проходящих через эту остановку.
Справочные значения в виджетах
Ещё один мартовский релиз в 2ГИС Про — справочные атрибуты в виджетах. Теперь можно гибко настраивать аналитические отчёты, выбирая нужные категории не на уровне слоя, а непосредственно в виджете. Это позволяет оставлять в графиках только важные данные, а саму базу — не изменять.

Разберём, как это работает на примере анализа медицинских учреждений.
Допустим, мы хотим изучить распределение медицинских учреждений в Ленинском районе Новосибирска.

Добавляем на карту медицинские учреждения. Используем системный ассет «Фирмы», выбираем рубрику «Медицинские учреждения». В неё входят 25 подкатегорий — больницы, госпитали, диспансеры, поликлиники и другие. На карте отображаются все медицинские учреждения без исключения.
Раньше, чтобы увидеть данные только по определённым категориям, приходилось фильтровать их на уровне слоя или использовать заранее определённый топ значений. Теперь можно оставить весь слой нетронутым, а работать только с отображением в виджете.

Для этого строим диаграмму распределения, создаём виджет «Медицинские учреждения», где отображается количество учреждений по разным категориям.
Фильтруем данные в виджете, вместо общего списка выбираем три конкретных категории: больницы, детские поликлиники и диспансеры.
Другие типы учреждений остаются в слое, но не отображаются на графике — визуализация становится точнее. Новая функция справочных атрибутов в виджетах делает аналитику более удобной и настраиваемой, позволяя адаптировать отчёты под конкретные задачи.

Пробуйте новые возможности, создавайте сцены, экспериментируйте с настройками и фильтрами и следите за обновлениями — впереди ещё много полезного. Чтобы получить доступ к 2ГИС Про, оставьте заявку здесь.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы принимаете условие Лицензионного соглашения и даёте ООО «ДубльГИС» согласие на обработку персональных данных на условиях и в целях, определённых «Политикой конфиденциальности».